Михаил SupporterFCZ (supporterfcz) wrote in ru_autotravel,
Михаил SupporterFCZ
supporterfcz
ru_autotravel

А мы пойдем на север.

Оригинал взят у supporterfcz в А мы пойдем на север.
Экспедиция Хибины-Кольский.
В том году, будучи на Рыбачем поймал себя на мысли, что туда я вряд ли вернусь ближайшие лет пять, но... Прошел год и в это же время, опять в этом же месте...
Из Питера выбирались двумя экипажами.

Хоть и стало нас немного меньше (по началу), но подготовлены мы были чуть лучше. Вернее даже на порядок лучше. Да и опыт такого рода путешествий уже был.
Но под Петрозаводском нас стало уже трое. И опять весь модельный ряд Ховеров.

Погода очень радовала. Но поначалу. И первой нашей остановкой были Беломорские петроглифы. От парковки до самих петроглифов тепать около полутора киллиметров. Хотя с другой стороны есть лесные дорожки. Но мы включили туристов и пошли с парадной стороны.

Место само по себе приятно. И жужжащие кровопийцы не доставали.

В живую петроглифы видел в первый раз. В прошлом году в Умбе, в музее петроглифов Канозера много интересного порассказали и вот представился шанс взглянуть своими глазами.

По большей части наскальная живопись оставила ощущение новодела. Уж больно четко видно было

Но были и весьма слаборазличимые

А вот этот житель, так и не поняли ручной или просто привык к людям

Но он дождался, когда здесь была вторая половина нашей группы, где-то через неделю.
Пытались найти лабиринт, но тут нас накрыл неизменный спутник ближайшей недели, дождь. Да ехать еще было ой как далеко. Первая ночевка планировалась под Кандалакшей. А мы к пяти вечера добрались только до Беломорска.
В итоге так и не доехали мы в первый день до Кандалакши. Заночевали на каком-то озере.

Погода заметно ухудшилась. Вечером обошлось без дождя, а вот с утра уже не так повезло..
Но худно-бедно позавтракав тронулись дальше. Традиционное фото

Без особых приключений добрались до Ревды.
Сам поселок поразил безжизненностью

и заброшенностью

Мне вот интересно, знак предупреждает о появлении некоих машин, это сколько раз в году бывает?
Полонив запасы провизии, горючей и не горючей для машин и людей, тронулись в сторону гор. Эх, знать бы еще нам предстояло..
Хотя по началу виды поражали в хорошем смысле этого слова. Хоть и ветер был не особо добрым. но это не мешало насладиться просторами.


Рассказывать сложно. Это надо видеть...

Хорошо хоть перекусили до горы.
Кстати, попался нам один местный абориген, так он очень сильно был удивлен нашими планами. По его словам туда, куда мы собрались дорог нет, да и спуск весьма крутой. Как же он прав оказался.
Потом отчеты читал, у нас чуть ли не первый стоковый Ховер одолевший этот маршрут. Два слегка подготовленных было, а одни абсолютно стоковый, да еще и на дорожной резине. Тяжело пришлось.

Высота где-то метров 800-850. Внизу поселок Ревда

И вот здесь-то начала сбываться давняя мечта. еще со времен первого посещения заполярья очень уж хотелось в облаках побродить.

Нагнало небольшое облачко. Незабываемые ощущения. У тебя под ногами плывет облако. А ты стоишь и смотришь.. Сверху вниз. А вокруг лунные пейзажи


Температура в этот момент упала весьма ощутимо. Термометр показывал всего лишь плюс 5 за бортом. И это в середине августа. Хотя чему удивляться, если снег видели.
Перевал геологов. Высота 990 м. Воду так и не нашли

После горы Аллуайв нас ждало восхождение на самую высокую вершину. Гора Ангвундасчорр 1200 м. И чем дальше, т.е. выше, тем плотнее было облако, со временем превратившееся в тучу. От машины можно было отойти метров на 20-30, иначе можно было ее уже не найти. И это при включенных противотуманках.

Дорога порой исчезала совсем. Ехали по треку.

Иногда унылый пейзаж разбавляла скудная растительность

И здесь были люди

Миновав вершину в одной из машин колесо порезали. Пришлось менять, что оказалось весьма не просто. Поднять-то подняли. но оказалось недостаточно. Пришлось вытаскивать камни и практически откапывать яму, чтобы хоть как-то поставить запаску. Так у нас ушло первое запасное колесо из трех. Было холодно, мокро и поздно. Картинок нет. К слову, стояла чуть ли не видимая морось. На машине, на которой колесо меняли, было открыто окно, по словам хозяина он, не сказать что в лужу сел, но кресло промокло вполне себе заметно.
Оптимизм половины группы начал заметно таять. И чем ближе надвигалась ночь, тем более панические мысли находили. Пиком было, когда в начале спуска уткнулись в очередное поле камней. На первый взгляд совсем не проезжабельных. Но как же не хотелось назад... А впереди уже маячило Умбозеро, место предполагаемого ночлега. И все каких-то километров 10..

А спуск там действительно очень крутой. По началу, правда, так не показалось

Но потом местами было страшновато, что можно и через капот кувыркнуться.
И вот оно. Чудо, счастье, удача. Лес. И дорожка. Но радость длилась до первого солидного удара по защите. Дорожка-то оказалась вся в камнях. Только прибавилось то, что их стало из-за травы не видно. И об их существовании узнаешь только когда уже приложишься чем-нибудь.
Где-то здесь же в лесу, поменяли еще одно колесо. Ощущения, надо сказать, не самые приятные. Почти на ощупь гайки крутили. Тут же слегка разложились в первый раз. Но справились достаточно быстро. А вот потом...
Картинка суть проблемы очень плохо отражает.

В двух словах. Уткнулись в не до конца пересохнувший ручей. Сходу взять не получилось. Первый раз машину сняли без особых проблем. Но этого показалось мало, наплевав на время (около часа ночи), дождь и здравый смысл (ни кто толком не посмотрел возможность объезда) сунулись второй раз. И надолго. При попытки дернуть назад разложили еще одну машину

Пятичасовая борьба принесла таки свои плоды. Изрядно намахавшись джеком и получив очередной опыт лебедения сим предметом, вытащили машину на ровную поверхность. Побросав все средства спасения, разошлись спать. На утро надо было провести еще две машины.

А объезды, как оказалось были. Пусть и не такие очевидные, но были. Мы же штурмовали в лоб

Ночь, вернее уже ранее утро промелькнуло незаметно. Предательски поднял будильник. Перекусив на скорую руку принялись за строительство дороги.

с чем успешно за несколько часов и справились.

Пообедав продолжили наш, неожиданно оказавшийся тяжелым, путь. Пейзажи продолжали радовать. Ехали по лесистому ущелью, справа и слева горы.

Чуть в стороне журчал ручеек, с чистейшей водой. Глубина метра полтора, можно было камушки на дне рассматривать.

И вот тут нас поджидала очередная неприятность. Ушла последняя целая запаска.

А до ближайшего шиномонтажа еще предстояло "Дорогу 1000 ручьев" пройти.. Но выбора все равно не было, поехали дальше. Благо дорога становилась все лучше и лучше. И вот наконец-то пройден последний участок

Дальше только подъемы

и спуски

но, по ощущениям, это уже сродни автобану. У штурманов появилось время, а главное желание немного запечатлеть окружающую красоту.

Места потрясающе красивы. Отсутствие людей, а следовательно и мусора.
И вот, отстав от плана на полсуток выбрались мы "Дорогу 1000 ручьев". Описания попадались всякие разные, но действительность оказалась очень даже не страшной. Варианта было два. Либо собственно сама дорога, либо разобранная железнодорожная ветка. Единственный минус, которой заключался в полном отсутствии рельсов, но наличии шпал.

Ехать можно, но комфортным передвижение назвать было очень сложно. Поэтому в основном ехали по дороге, благо ручейки были не глубокими

и весьма живописными

Одним словом дорога до Апатит особых сложностей больше не доставила

небольшие речушки проезжали вброд

большие по железной дороге

А на Умбозеро так и не попали. Только сверху на него посмотрели немного.

К вечеру добрались до Апаптит, где нас уже ждали.
Серега, еще раз спасибо.
Уставшие, но в целом довольные встали лагерем на озере Имандра.

На этом и закончилась самая экстремальная часть путешествия. По первым ощущениям мысль только одна была, зачем нас туда понесло, но поостыв еще раз туда хочется вернуться, только уже в хорошую погоду. По описаниям и картинкам там несказанно красиво.
На утро погода над нами немного сжалилась, порадовав полдня солнышком. Несколько часов ушло на ремонт колес, так как оказалось, что везде были боковые порезы.

попутно воспользовавшись хорошей погодой

Весело, наверное, один наш экипаж ездил

Следующей точкой маршрута был водопад Рисчор и Куэльпор. Куда, потеряв один экипаж (в Мурманск укатили), но приобретя временного провожатого и отправились, миновав Кировск.
Заполярная чаща. Деревца чуть выше человеческого роста


И везде озера с чистейшей водой

А снег в середине августа это реальность

Хотя и упала эта шапка за неделю, после нашего посещения.
Виды в Хибинах на первый взгляд красивые, но со временем ловишь себя на мысли, что они весьма однообразные.

Ущелье и серые горы, отличающиеся только крутизной и высотой.
Водопад Рисчор

В чем-то можно и согласиться с авторами таблички

Толи видел уже много, толи усталость какая сказалось, но дух не перехватывало от увиденного. Но и сожаления о потраченном времени не было, как в свое время от Кивача.

Приятное место, горы, люди.

Здесь же первый мототурист встретился. В прошлом году их гораздо больше было.

Один путешествовал. На мотоцикле московские номера.
Еще раз сползав в горы и уткнувшись в тупик

хотя, по-идее, там дорога есть. Но очередные подвиги в наши планы на этот раз не входили. Отправились на базу спасателей в Куэльпорр. В общем-то ничего особо примечательного. Так. галочку поставить и больше не возвращаться.

Табличку только вот не повесили. Не знали.

Дальнейший осмотр окрестностей прекратил надвигающийся дождь. Он же не позволил толком и лагерь поставить. Пришлось домик мастерить

Вечером нас какие-то странные люди навестили. Не спеша подъехала буханка, из нее вышли четыре человека в камуфляже. По их словам, оказавшиеся из рыбоохраны, долго пытались выведать где у нас сети. В отсутствие лодки, удочек и бензопилы верить они наотрез отказались. Пятнадцатиминутные переговоры привели к тому, что мы находимся в водоохранной зоне, что чревато административным штрафом. За сим, погрузившись в свою машину, так же тихо и уехали.
Следующий день был отмечен жирным знаком минус. По пути в Мурманск, как раз напротив Мончегорска у меня ремень ГРМ оборвало. Общая мысль, всех обзвоненных мастеров, подогнуло клапана. К счастью искомая запчасть нашлась таки в Мурманске, но к несчастью, человек, занимающийся ремонтом в это время как раз садился в самолет в Питере. В общем перспектива вырисовывалась не радостная. В любом случае ремонт на сутки минимум. А времени и так в обрез. Кое как добрались до Мурманска. Попытались найти место для лагеря. Эхх, сколько же там мусора. Стоит свернуть на ЛЮБУЮ отворотку, как сразу попадаешь на свалку. Место в итоге нашлось. И чистое. Но это потому, что туда далеко не всякая машина может залезть.
Красиво, на первый вид чисто, это если в воду не всматриваться.

И вот тут-то и пришло спасение. В виде еще одного нашего экипажа. И ремни были, и знал человек как.

Несколько часов шаманства над машиной и, о чудо, снова строю. Все заработала, машина поехали. Отделались легким испугом.
Следующий день тоже принес несколько разочарований. Хотя и начался довольно неплохо. Без проблем получили свои пропуска в закрытую зону. Съездили на одну из немногих достопримечательностей города Мурманск памятник защитникам Заполярья, в народе Алешу

от него видно весь порт и Кольский залив

А вот дальше начались небольшие "обломы". Первым оказался закрыт атомоход Ленин. А мы ведь специально под него врем выгадывали. дело в том, что туда пускают только организованные экскурсии. По рабочим дням всего одна. В 12 часов. по выходным вариантов побольше. Но был именно рабочий день.

Говорят внутри интересно. И высотой он с Алешу. Но.. Как раз в этот день он был закрыт по техническим причинам. А в краеведческом музее оказался выходной.
Долина славы. Мемориал.
Здесь мы наконец-то собрались полным составом.

Погода позволила не спеша осмотреть мемориал

Снова залезть внутрь танка. Это единственное место, которое видел, где можно попасть внутрь танка. И даже пушка по высоте ходит


Почтив память павших через несколько десятков километров на пару дней попращались с асфальтом. Здесь мы уже были. Первым по дороге был водопад на реке Титовка

небольшой привал, колеса стравить, а дальше... Дальше непередаваемое ощущение детского восторга. Море, океан, горы.


Хребет Муста-Тунтури (Черная тундра)
Северная оконечность фронта. Единственное место, где немцы не смогли перейти государственную границу.

Там же есть небольшой музейчик, который на общественных началах местный житель содержит.


Экспозиция действительно не большая, но главная ее часть именно сам смотритель

Так залихватски рассказывает.. Не передать. И про историю края, и про бои, и про.. Да много чего. И настрой очень патриотический. Молодец одним словом.
Музейчик, кстати, государство не признает из-за мало площади экспозиции. Дурость конечно, но вот так.

А на сам хребет в этот раз не полезли. Дождем опять накрыло и стало совсем не безопасно ползать по горам. Хотя есть там на что посмотреть.
Провожали нас с грустью в глазах

Следующей точкой нашей экспедиции была батарея Поночевного. У немцев она была как кость в горле ибо прикрывала вход и выход в Печенгский залив и морским путем вывозить никель было проблематично. Батарея за годы войны потопила более 30 судов противника.

Здесь же попался и первый лагерь на Среднем. В прошлый раз лагерей было в разы больше.
Батарея не особо впечатляет, тем более уже здесь были, так что немного побродив по подземельям


продолжили свое путешествие.
И последним в тот день местом посещения были Два брата. Святое место саамов. Оказывается не стоит проходить сквозь них от суши к морю, исключительно в обратном направлении только.

Но, на картинках они смотрятся гораздо привлекательнее, чем в действительности, так что много времени их осмотр не занял. Здесь же не вдалеке устроились в ночь, разбив лагерь в густой северной чаще

ибо это было единственное место, где можно было хоть как-то от ветра укрыться. И, спасибо добрым людям, которые дрова привезли. В этот вечер у нас был костер. Вечер радостно и весело прошел в очередном кручении гаек. В этот раз генератор приказал долго жить. Благо был запасной.
Закаты хоть и не радовали прошлогодней красотой, все равно непередаваемы

Но ужин можно было собрать прямо на месте

хотя грибы не все ели.
Утром простившись с Братьями

тронулись к самой дальней и самой волнующей точке поездки.

Воды в этот раз было совсем мало. Даже бродик не впечатлил

Мусор как был, так и остался.

А этот пляж известен каждому, посетившему Рыбачий. Традиционное место полоскания ножек и пузика



Да и просто порезвиться без последствий можно

Не сколько километров пути и вот она, самая северная точка суши европейский части России. Мыс Немецкий.

И ощущения те же - ДОБРАЛИСЬ.

В этот раз мы были там одни. Лазурное небо, лазурная вода. Небольшой прибой. Хоть и ветрено.

Океан. Хоть и Северный-Ледовитый, но океан

И за всем чутко львенок наблюдает

он не злой, можно было за ушком почесать.
Вот что в глаза бросилось, так то, что заброшенные военные части начали восстанавливать. С РЛС активно мусор вывозили, правда не далеко, в метрах 300 сгружали. Да и вообще неприятно удивила активность военных. Слишком уж явным их присутствие стало. Может готовимся к чему??
Путь до Скорбеевки занял не очень много времени. И кроме постоянного дождя мало чем запомнился. Дороги вполне приличные. Сам городок - следы величия погибшей империи.

Это же надо было навезти сюда столько материалов, да еще и построить все. Чтобы потом радостно и весело бросить. Сейчас разрушением занимается время и погода. Мародеры просто не добираются сюда.

Даже сапог не "ушел"

Бытовые условия, к слову сказать, были на вполне сносном уровне, судя по остаткам квартир.

Только вот скукотища неимоверная, наверное. Из окон унылые виды при любой погоде. И до ближайшей цивилизации почти 150 км.
Поставив очередную галочку на маршруте, двинулись осматривать очередное природное чудо. Скорбеевский водопад. Самый северный водопад. Примечателен не столько сам водопад, хотя и он красив, а его месторасположение. Вроде и гор особых нет, а перепад воды метра три. А чуть глаза поднимешь, вдали море. Красота.


Для некоторых участников нашей экспедиции купание здесь стало уже практически традицией. Но вода холоднющая. Меня мало что может заставить туда залезть.
В Обратно на Средний возвращались короткой дорогой, как раз поперек Рыбачего. В том году это часть показалась очень долгой, в этот же сущей ерундой. Наверное нас так камни Хибин закалили. Несколько часов в пути, созерцание однообразных пейзажей и вдалеке показался полуостров Средний.

Так как дело клонилось к ночи, лагерь разбили тут же на перешейке.

На этом закончилась вторая часть нашего путешествия. Осталась самая небольшая. По дороге в последний раз насладились красотами Русского Севера



Ну как же по возможности не подурачиться-то



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments